Обводный канал. Обводный канал, история обводного канала Кровавые зачистки и заклятье

Обводный канал в Петербурге напоминает мне Садовое кольцо в Москве - четка граница старого города, за которую он перехлёстывает в нескольких местах, но в основном находится в её пределах. Самый длинный из петербургских каналов (8 километров), соединияющий Неву с речкой Екатерингофкой, проходит примерно в 2-3 километрах за Фонтанкой. Он был прорыт в 1769-80 (западная часть) и 1805-33 (восточная часть) годах как транспортная артерия, последнее звено первой петербургской "кольцевой дороги" вместе с Невой и её рукавами, и южная граница города - изначально даже с крепостным валом. В общем, идеальное место для строительства фабрик.
Походу вдоль Обводного канала с дальнейшей вылазкой к морскому порту на Гутуевском и Канонерском островах мы с periskop посвятили целый день. Рассказ об этом походе также будет состоять из трёх частей: две - о пути вдоль канала, третья - о руинах завода "Красный Треугольник". Впрочем, Обводный - это не только фабрики, но и дома, мосты, вокзалы, церкви, да и просто по-петербургски цельный и харизматичный ансамбль, который я попытаюсь показать с разных сторон.

Рассказывая про Обводный, нельзя не упоминуть самый новый его элемент - одноимённую станцию метро, октрытую 30 декабря 2010 года в составе новой "пятой" линии Петербургского метрополитена.

Станция получилась чертовски, не по-современному стильная. Её настенные панно - настоящий путеводитель по Обводному каналу, или уж точно его портрет. Балки под потолком не только покрашены под ржавчину, но и даже с клёпками - однозначно дореволюционная деталь, которую стилизаторы частенько забывают. Но особенно впечатляет зал в виде толстенной трубы, заполненной мутной водой до половины:

Дизайн очень специфический, и главное - очень смелый. Без всяких заморочек в духе "А понравится ли пассажирам ощущать себя внутри водопроводной трубы?". Нет, пассажира просто тыкают носом в грубую романтику старопромышленной эпохи. В общем, кому как, а мне эта станция кажется настоящим произведением современного искусства.

Вообще, один у меня уже был, но в эту поездку я наснимал материалов на ещё один. Может быть, чуть позже выложу и его. Но пока - поедем наверх:

Вид непосредственно от вестибюля. Вот он - канал, довольно широкий (от 21 до 42 метров). Справа - Лиговский проспект, построенный на месте одноимённого канала, прорытого ещё в 1720-е годы. Первоначально (до 1805) Обводный здесь и заканчивался. А Лиговский ведёт на север, прямиком к Московскому вокзалу.

Мрачные островерхие дома по 5-7 этажей, порой глядящие на "красную линию" брандмауэрами - характерная застройка северной стороны канала. Вид в обратную сторону: за Лиговской - доходной дом, а сам вестибюль на первом этаже стеклянного торгового центра, построенного на пределе допустимой этажности. К счастью, пока таких в центре Петербурга немного.

Ново-Каменный мост между ними появился в 1805 году, и служил акведуком - Лиговский канал был существенно выше Обводного. Сейчас такое уже вряд ли увидишь - перекрёсток двух водных путей на разной высоте. Затем Лиговский засыпали и сделали проспектом, а нынешний мост - 1970 года. Вот такой с него открывается вид - вдалеке Боровой мост (1960-61) и позднесоветский дом, ныне занятый деловым центром "Нептун" - надо заметить, гораздо более тактичный, чем его современный "коллега":

В канале довольно сильное течение, судоходства нет, а одно из прозвищ в народе - Обвонный. Почему - догадаться нетрудно:

У Борового моста - явно производственное здание, если ничего не путаю - бывший гвоздильный завод Бари (1880-е), с 1902 года ставший Типографией имени Ивана Фёдорова:

Через мост на южный берег уходит Боровая улица, на которой примечательна Покровская церковь (1890-97), основанная Покровским епархиальным братством (курировало приходские школы и церковное пение в столице). Ныне её занимают евангелисты, которым, видимо, не хватает средств отреставрировать храм. А вообще, не находите, что этот абзац больше подошёл бы к чему-нибудь в Западной Украине? Православные братства, смена конфессий в одном церковном здании...

Рядом - бывшая мануфактура "Лиговский текстиль" (1844-50), очень напоминающая текстильные фабрики Москвы. Её сейчас активно переделывают подо что-то - очередной лофт.

Ещё через пару сотен метров открывается вот такой вид с триптихом мостов. Пешеходный Ипподромный мост (1985-86, сам ипподром сгорел в блокаду), трубопровод с баннером и железнодорожный Царскосельский мост. Упоминание об энергетике тоже не случайно - за мостом начинается район соответствующих производств, и даже большой красный дом изначально был построен для специалистов-энергетиков.

Царскосельский мост в нынешнем виде построен в 1900-04 годах, и по нему проходит трасса старейшей в России железной дороги (1837).

Изначально она имела колею 1829мм, но на рубеже 19-20 веков прошла тотальную реконструкцию. В те же годы был построен и нынешний Витебский вокзал, а до Царского Села линия оставалась трёхпутной - Третий Особый Императорский путь был отдельным подразделением со своим режимом. По ширине моста видно, что по нему пролегало три пути:

Причём непосредственно над водой - по двум разным переходам:

А дизайну здесь уделялось особое внимание:

Именно по этому мосту в Петербург приходят поезда из Белоруссии и Украины. А через несколько минут после того, как под мостом прошли мы, на мост выехал поезд из Вильнюса. К мостам примыкают Новые Егерские казармы (1815) - длиннющее П-образное здание. Казарм вдоль Овбодного вообще много - не случайно когда-то здесь проходил крепостной вал.

Напротив - какие-то старинные цеха, назначение которых объяснять не берусь. Ныне здесь строительный гипермаркет "Метрика", раньше была Рыбинская стройбаза (в народе - Рыба), а ещё раньше - Главный Газовый завод Общества столичного освещения:

Газовые заводы - неотъемлемая часть мегаполисов 19 века, эпохи газовых фонарей. , но в Петербурге это предприятие старше и больше: первые цеха построены в 1859-61 годах под руководством инженера Отто фон Гиппиуса. Панорама района газзавода с Можайским и Рузовским мостиками:

Главный элемент газовых заводов - газгольдеры, то есть круглые башни для хранения светильного газа. Лучше всего виден гигантский (42 метра в диаметре, 21 метр в высоту) газгольдер второй очереди (1881), стоящий прямо над каналом. Натурально - замок:

Чуть дальше вглубь заводской территории уходит цепочка из трёх газгольдеров первой очереди (1859-61). Увы, кадр получше не получился. Сам знаю, что надо было снимать с другого берега и объектив протереть, но что уж есть теперь... Видно, например, что у старых газгольдеров стены декоративно оформлены (впрочем, это лучше сохранилось в Москве).

Здесь же действовала и одна из первых в Петербурге Центральная электростанция (1897), корпус котороый с трубой-"пеньком" хорошо виден дальше. А в краснокирпичном здании ближе находился петербургский офис "Сименс и Гальске", который и поставлял для неё оборудование.

Кадр снят с Газового моста напротив газгольдеров, впереди виден Масляный мост, оба чисто пешеходные. Взгляд за канал - Исаакий в перспективе Бронницкой улицы:

Завершает "городок энергетиков" жилой дом работников ГРЭС начала 1930-х годов - отличный образец конструктивизма:

Чуть дальше - Фрунзенский универмаг (1934-38), напоминающий минские постройки Лангбарда (Дом Правительства, Опера). Его хотели снести, потом вроде отстояли, потом опять непонятно... Короче, один из лучших памятников советской архитектура Петербурга пока что в подвешенном (и завешенном) состоянии. Впереди видна Воскресенская церковь (1904-08) у Варшавского вокзала.

Универмаг возвышается над Ново-Московским мостом (1965-67), по которому проходит Московский проспект - одна из главных питерских магистралей. Но мы пока что свернём на Заозёрную улицу, мимо водочного завода Келлера (1870-е):

В перспективе хорошо видны сооружения химического завода "Аист". Гигант бытовой химии (стиральные порошки и прочее) тоже имеет полуторавековую историю, начавшись с мыловаренного завода в 1845 году.

Справа по Заозёрной, над автостоянкой - ещё один газгольдер (1881):

Напротив - завод "Хлебный дом". Запах соответствующий, то есть очень приятный:

А на углу Смоленской улицы - то, ради чего Перископ и предложил отклониться от маршрута - "Порт-Артур":

Это не предприятие, но для промышленной истории России тоже знаковый памятник - первый дом-коммуна (1904), а говоря современным языком - первая в России общага-малосемейка. До этого рабочие жили или где попало (землянки, бараки), или прямо в цехах, в самом лучшем случае - в казармах. Ну, кому хватало денег - снимали квартиры в доходных домах, по несколько десятков человек на комнату. Общагу построил инженер-строитель Владимир Кондратьев, которого на эту идею натолкнула многолетняя работа обшмерщиков в домах под снос в 1890-е годы, так что о нуждах и условиях он знал не по наслышке.

Предполагалось, что семейные рабочие будут снимать тут небольшие комнаты - выходило несколько дороже, чем в казарменных условиях, но несопоставимо дешевле, чем съём собственной квартиры. В общем, попытка решить проблему, крайне актуальную и сейчас. С общаждно-арендным людом в Москве я знаком не по наслышке, но сложность в том, что жильё типа "Порт-Артура" в наше время - примерно то же, что казармы сто лет назад.

Кстати, название Порт-Артур - народное: дом сдали (в совсем другом смысле слова) почти одновременно с Порт-Артуром.

Дворик. Здесь Перископ обратил моё внимание на то, как до Революции приходилось изворачиваться из-за дороговизны земли, сгибая дома немыслимыми загогулинами. Что ни говори сейчас, а в 1920-е годы советское градостроительство в условиях госмонополии на землю (что позволяло делать просторные зелёные дворы) выглядело прорывом.

Дом 1920-х годов на другой стороне квартала с Порт-Артуром:

Это уже Киевская улица, и её южная сторона вся проходит вдоль Бадаевских складов. Тех самых, блокадных. Комплекс деревянных складских помещений был построен в 1914 году, а 8-10 сентября 1941 года их разбомбила Люфтваффе. Сгорели 3 тысячи тонн муки, около тысячи тонн сахара, а чёрный дым от горящего продовольствия окутал город - так началась блокада. Но сам по себе этот пожар не был роковым - по нормам мирного времени сгоревших запасов хватило бы всего на 3 дня, то есть даже в условиях экономии они бы не спасли город от голода.

Нынешние здания Бадаевских - послевоенные.

Местность вокруг - это именно здесь люди искали в снегу расплавленный сахар и горелую муку:

Крыши рабочих слободок:

Но про эстетику в Петербурге не забывают и здесь:

За Бадаевскими - жилой комплекс "Империал", одна из самых скандальных строек в Петербурге. Её несколько раз останавливали, предписывали укоротить, отменяли предписания, снова останавливали... Короче, застройщики в Петербурге не менее наглые, чем в Москве - но противодействие им гораздо сильнее. Обводный, Фонтанка и Мойка - три линии обороны Старого Города, и пока основные "бои" идут между Фонтанкой и Обводным. Ну а монстры типа "Империала" севернее Обводного пока просто немыслимы.

Московский проспект - подробно на нём останавливаться не буду, скажу лишь, что это великолепный сталинский ансамбль, одна из витрин сталинского стиля. О нём можно написать отдельный пост, так что пока возвращаеся на Обводный:

Мимо фабрики "Петмол" (Петербургское молоко, то есть) в корпусах Скотопригонного двора (1823-26, архитектор Шарлемань). Обратите внимание на часы в виде молочного пакета:

Размеры двора очень приличные - квадрат со сторонами по 182 метра. В глубине - уже сталинские здания, изначально принадлежавшие "Петмолу". В общем, здание почти не меняется своей специализации уже около 200 лет.

За каналом, среди доходных домов окнами на промзону...

Каким-то чудом затерялся особнячок (1839-42):

Его построил не купец или дворянин, а некий Тимофей Дылёв, "лепных дел мастер". И красивейшее лепное украшение на фасаде было его рекламой:

А впереди... Впереди ещё много интересного: Воскресенская церковь Александро-Невского братства трезвости (1904-08, на кадре чуть выше, в лесах), Варшавский и Балтийский вокзалы, резинотехнический "Красный Треугольник" (кирпичные башни), Гутуевский остров с Богоявленской церковью (вдалеке) и портом:

Но это всё - в следующий раз.

СТОЛИЧНЫЕ МОЛОХИ-2011
Москва

Началась эта странная и мистическая история после революции. Придя к власти, коммунисты сразу же взялись за восстановление порядка в стране и обеспечение ее граждан возможностью пользоваться всеми благами цивилизации. Одним из таких проектов по улучшению жилищных условий сограждан был прокладка теплотрассы в районе Обводного канала.

Происходило это зимой 1923 года. Рабочие на очень большой глубине рыли траншею, как вдруг наткнулись на необычное сооружение. Состояло оно из выложенных по кругу плит с нанесенными на их поверхность древними письменами и знаками. Рабочие решили приподнять одну из гранитных плит, под одной из которых оказались человеческие останки. Работы были тут же остановлены, а на место происшествия был вызван археолог.



На место находки приехал Гвоздинский. Он быстро осмотрел плиты и тут же сделал заявление, что эта находка уникальна, так как является прекрасно сохранившимся капищем, или захоронением, относящимся XI-ХII векам, имеющим, скорее всего, скандинавское происхождение. Гвоздинский тут же потребовал прекратить все работы на этом участке и дать археологам изучить все найденное.

Глава проекта Сдобный был категорически разгневан просьбой археолога. Он вовсе не собирался «выпадать» из запланированного графика строительства. Поэтому он не только отказался прекратить работы, но даже и успел обвинить Гвоздинского посредством «Красной газеты» в саботаже и подрыве правительственного плана по улучшению ЖКХ. После этого Археологу оставалось только одно - опустить руки.

Найденные гранитные плиты были извлечены из под земли и отвезены в камнерезную артель, где из уникальной находки они превратились в поребрики для Лиговского проспекта. Судьба останков была еще плачевней: их просто собрали в пару мешков и вывезли на свалку.

Самоубийцы Обводного канала

На бывшем месте находок успешно была проложена теплотрасса. О гранитных плитах со странными письменами и останках найденных под ними все благополучно забыли. До тех пор пока осенью того же 1923 года на этом месте Обводного канала не прошла череда странных самоубийств.

89 человек покончили жизнь именно на том участке где было найдено странное захоронение, спасли лишь только одного. Конечно же, никто не пытался установить связь со странной находкой. Все списали на совпадение и дело случая.

Удивляло одно, что все самоубийцы по описанию их родственников были абсолютно здоровыми людьми. Да что тут описание. Взять хотя бы того же спасенного. Им оказался уважаемый работник Мясопатамской – член РСДРП с 1903 года, лично знакомый с В. И. Лениным.



Его личные характеристики были только наилучшими, однако никто не может объяснить (включая его самого), что заставило его прыгнуть в Обводный канал с Боровского моста. Ему повезло - вместо глубины он угодил на мелководье, где и сидел с отбитыми ягодицами, пока его не вытащили пожарные. С неудавшимся самоубийцей занимался психиатр Ефимсон.

Наступил 1924 год и череда странных самоубийств резко прекратилась. Не одного человека не погибло на этом участке Обводного канала, на протяжении 9 лет, но вначале следующего десятилетия, а точнее в 1933 году, волна безумцев прыгающих в канал вновь захлестнула город с еще большей силой.

В этот раз погибло 107 человек на промежутке между Боровским мостом и железнодорожным виадуком. Утопленников было так много, что 28-м отделением милиции, к которому был привязан данный участок, было принято решение дежурить днем и ночью в этом районе и следить, как бы кто еще не прыгнул под действием .

Каббалистические символы

Психиатр Ефимсон очень заинтересовала таинственным местом, на котором погибло уже такое огромное количество людей. Поэтому он стал искать информацию в разных архивах. Каким-то образом ему удалось выйти на Гвоздинского, с которым он встретился незадолго до войны и который поведал ему историю случившеюся в 1923 году.

Из рассказа самого Гвоздинского выходило следующее: обнаруженные плиты представляли собой ритуальное капище. Первоначально установленная дата оказалась неверной. «Тут я маху дал», - искренне сокрушался археолог. Отдельные из высеченных на плитах каббалистических символов появились в Европе не ранее конца XIII - начала XIV веков.



Конкретно, что они означают, сказать было невозможно, так как они не поддавались никакой расшифровке и представляли собой дикую смесь древнееврейского языка и латыни. Оставалось только догадываться, что там написано, но все же по некоторым иероглифам можно было понять, что речь идет о некоем заклятии.

Узнав все подробности о этом злосчастном месте, Ефимсон тут же поспешил в Смольный к Андрею Жданову, первому секретарю Ленинградского обкома и горкома ВКП(б). Зайдя в кабинет, Ефимсон не стал медлить, а прямо с порога заявил:

Я с ужасом жду 43-го года. Надо что-то делать! - Сказав эти слова, он подошел к столу Жданова, положив папку, стал рассказывать, с чем связанны эти странные события на Обводном канале. Андрей Жданов внимательно его выслушал и пообещал принять меры.

Как только Ефимсон вышел за дверь первый секретарь Ленинградского обкома тут же позвонил начальнику Ленгорздравоохранения товарищу Казбечке и сказал:

Ну и мудак же этот ваш Ефимсон! Совсем со своими психами спятил.

Наступил 1943 год и как предполагал психиатр Ефимсон количество суицидальных случаев на Обводном канале снова резко возросло. Конечно, во время блокады никто на это особого внимания не обратил. Периодичность была замечена уже после войны. Один год из десятка лет всегда сопровождался все большим и большим количеством смертей в проклятом месте. К 1993 году количество самоубийств достигло 303 человек в год.

Кровавые зачистки и заклятье

Так что же за материалы хранились в папке принесенной Ефимсон в кабинет Жданова?

А хранилась там история появления ритуального капища на Обводном канале, найденная в хронике Эрика (Erikskronikan) которая является одним из древнейших шведских литературных памятников. Она была составлена в 20-е годы XIII в. неизвестным автором.

В основу рифмованной хроники положена история династии шведских конунгов - Фольгунгов - с момента ее основания в середине XIII в. до вступления на трон Магнуса Эрикссона в 1319 г. Хроника названа по имени отца Магнуса Эрикссона, герцога Эрика, который является ее главным героем.

В 1300 году в устье реки Охты, маршалом Торкелем была основана крепость Ландскрону. Которая должна была поспособствовать закреплению шведской короны на берегах Невы. Дабы сломить дух проживавших там племен, ежедневно проводились рейды и карательные акции. Не подчинившихся новому правителю жестоко казнили в назидание другим.



Самые кровавые зачистки карельских племен проходили вдоль рек Кеме (Фонтанка) и Сутилла (Волковка). Там, на берегах Сутиллы, шведы наткнулись на капище, где идолопоклонники устраивали нечестивые шабаши, принося в жертву своим богам животных и собственных младенцев. Ярость солдат, которые были ревностными христианами, не знала предела и пощады.

Все истуканы, жертвенники и прочие идолы сразу же были разрушены и сожжены. Как раз в разгар всего этого погрома, из густого елового леса к шведским солдатам вышел длиннобородый, безумный и отвратительный старик, который стал насылать страшнейшие проклятие на неверных. Еще более взбешенные речами старика солдаты тут же налетели и убили его.

Через какое-то-то время всеми учинителями погрома обуял дикий страх, с которым они никак не могли справиться. Он так сильно забрался в их души и холодил их, что они не могли более выполнять приказы. Зная силу карельских колдунов, которая заставляла трепетать всю Скандинавию, маршалом Торкелем (несмотря на то, что он был ревностным христианином) было принято решение искать колдуна, способного снять проклятие с его войска и такой парень нашелся.

Молодой, но весьма сведущий в тайных заклинаниях и редких проклятиях колдун предложил выбить клин клином и сделать свой дьявольский ритуал для того чтобы избавиться от проклятия старика.

На том же месте где ранее было капища, снова соорудили новых идолов, положили гранитные плиты с выбитыми на них заклинаниями и провели не менее отвратительный сатанинский обряд с жертвоприношением пяти молодых карельских девственниц дьяволу. Кровь девственниц была применена для окропления плит и тела старого колдуна.



Затем труп старика и девственниц бросили в одну яму, и молодой колдун заклял вечным проклятием. В конце ритуала было осквернено распятие. Как только ритуал закончился - по лесу разнесся ужасающий хохот и внезапно поднявшийся вихрь свалил с корнем гигантскую ель.

С тех самых пор место проведение сатанинского обряда считалось проклятым. Еще во времена Петра I за этим местом на берегу Сутиллы закрепилась дурная слава. Здесь происходили странные вещи и бесследно пропадали люди.

Смерти на Обводном канале

Психиатр Ефимсон был уверен, что разрушив заколдованную шесть веков назад могилу, советские рабочие высвободили дух старого колдуна. За его долгую практику, а она длилась в полоть до 1974 года, он смог обследовать более тридцати выживших после неудачного самоубийства на Обводном канале пациентов и пришел к следующему выводу:

Ефимсон был просто поражен тем обстоятельством, что все обследованные им люди были абсолютно здоровыми и не имели никаких предпосылок для самоубийства. На вопрос - зачем они это сделали, пациенты отвечали, что толкал их туда голос извне, столь свирепый и жуткий, что не подчиниться его приказу было невозможно. Другие утверждали, что когда они проходили около Боровского моста - их подхватывала некая сила и швыряла в воду.

Все же за многие годы поисков доктор Ефимсон так и не смог дать ответ на самый главный вопрос. Почему все смерти происходят именно в третий года каждого нового десятилетия.

«По всей видимости, цифра имеет некое воздействие на дух колдуна, поскольку в древне карельских преданиях «тройка» всегда связана с черной магией и колдовством», - читаем в записках. А заканчивается рукопись психиатра такими словами: «Темный кошмар, обернувшийся явью, витает над городом. Число жертв неуклонно растет. Кошмар нужно остановить».

Думаю, каждому читателю было бы интересно - сколько погибло людей, и увеличилась ли цифра смертей с периода 1993 года по 2003. Мне бы тоже хотелось это узнать, но, к сожалению, вся информация, касающаяся происшествий на Обводном канале за последние восемь лет засекречена. Теперь вы знаете, что такое проклятие Обводного канала в Санкт-Петербурге .

Обводный канал – самый большой в Санкт-Петербурге, его длина составляет 8,08 км, ширина - от 21,3 м до 42,6 м в восточной части. Глубина доходит до 3 м. Обводный канал начинается от Невы в районе Александро-Невской Лавры и заканчивается у реки Екатерингофки, впадающей в Невскую губу – восточную часть Финского залива.

Все мы знаем парадный Петербург, его строгий и стройный вид, любим Невский проспект и Васильевский остров . Но целостную картину Северной столицы невозможно представить без его промышленных районов и хозяйственных окраин.

Обводный канал - строительство

Обводный канал начали строить в 1769 году на южной границе города и поэтому первоначально он назывался каналом, ограничивающим город, затем ему дали имя Обводный городской канал, а позже – просто Обводный канал. За 10 лет к 1780 году он был прорыт почти до Лиговского канала. Проходящий с востока на запад он служил для таможенного и пограничного контроля, а на случай эпидемий мог выполнять и защитную функцию. По приказу Александра I в 1805 году строительство протоки продолжилось с целью соединения Невы с Финским заливом, минуя дельту. Этот проект должен был защитить город от наводнений и создать транспортную артерию.

При строительстве проводились сложные инженерные работы по расширению и углублению протоки, изменению русла реки Монастырки и строительству деревянных и чугунных мостов. Был построен каменный акведук через Лиговский канал, по которому воды Обводного канала стали протекать под Лиговским. В 1833 году канал был открыт для судоходства, но защитить Санкт-Петербург от наводнений, как и другие построенные в тот период протоки, не смог.

Набережные Обводного канала

Судоходство по протоке способствовало развитию промышленности в Петербурге. Обводный канал использовался как источник воды и как коллектор и сборщик сточных вод и быстро получил название Канава. На его берегах сооружаются Российско-американская мануфактура Треугольник и бумагопрядильная мануфактура, электростанции и элеватор. Кроме промышленных предприятий появляются ночлежные дома и больницы, клубы и реже - доходные дома. Канал ассоциировался с тяжелым трудом рабочих и в Петербурге появилась пословица «Батюшка Питер бока наши вытер, а матушка канава и совсем доканала». От сточных вод стоял неприятный запах и в сатирическом журнале «Пушка» в 1928 году появился анекдот: «Как пройти к Обводному каналу? Идите прямо, а как появится нестерпимый запах, туточки и канал начнется». В народе его называли Обвонным и сочинили частушки:

Утки плавают в Обводном,
Им канал как дом родной,
Хоть живут в стихии водной,
Только пахнут не водой.

В середине 19 века на набережной появляются Балтийский и Варшавский вокзалы, церкви св.Мирония и Воскресения Христова.

Церковь великомученика Мирония была возведена на пересечении с Рузовской улицей по проекту Константина Тона в 1849-1854 годах в память победы русских и прусских воинов над Наполеоном под Кульмом 17 августа 1813 года. Церковь была полковым храмом Егерьского полка, особо отличившегося в сражении с французскими воинами. В 1934 году храм был снесен.

Обводный канал – достопримечательности

В начале набережной в районе Александро-Невской Лавры расположены Хлебные амбары, построенные в середине 19 века. Памятником классицизма является старейшее 3-х этажное здание бывшей Духовной Академии, сейчас это Ленинградский техникум физкультуры и спорта. Ныне Духовная академия и Семинария располагаются чуть ниже по набережной в доме №17.

Особой красотой набережные не отличаются, вместе с тем здесь расположены многие здания с интересной историей. Так, около Борового моста протока имеет изгиб и за сквериком в доме №91 расположена старинная типография имени первого российского печатника Ивана Федорова. Продукция типографии славилась отличным качеством и получила право поставлять ее во Двор его Императорского величества. Известность типография получила благодаря художнику Александру Николаевичу Лео, создавшему Герб России и иллюстрации к «Евгению Онегину».

На правом берегу набережной в сквере у Лиговского проспекта можно видеть Крестовоздвиженскую церковь середины 18 века с высокой 60-ти метровой четырех ярусной колокольней. Придел храма освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи, по имени которого назван Предтеченский мост, расположенный чуть выше по течению. Адрес храма Лиговский проспект, д.128.

Церковь Воскресения Христова

На рубеже 20 века этот район был мрачной промышленной зоной, где постоянно стоял неприятный запах от Мыловаренного и Костеобжигательного заводов. Многие рабочие этих предприятий страдали от пьянства. В 1898 году было создано Александра Невское общество трезвости, по инициативе и на средства которого была построена церковь Воскресения Христова, в которой все желающие давали обет трезвости. Церковь построена в псевдорусском стиле по проекту академика Г.Д. Гримма. Началось строительство в 1904 году и 14 декабря 1908 года был освящен главный придел. Из-за сокращения пожертвований во время русско-японской войны проектом предусматривалось лишь незначительные украшения. Храм имеет своеобразную акустику и в плане представляет собой корабль. Если посмотреть вверх, находясь внутри, кажется, что вся церковь накрыта куполом. Созданная архитекторами Г.В. Гриммом, Г.Г. Голи и А.Л. Гуном церковь имеет скромное убранство и является настоящим уголком умиротворения.. В 1992 году в ней прошло отпевание Льва Гумилева. Адрес храма – метро Балтийская, Набережная Обводного канала, д.116.

Недалеко от церкви (дом №118 по набережной) расположен архитектурный памятник - здание бывшего Варшавского вокзала, в котором сейчас размещается Торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс», а чуть дальше – Балтийский вокзал - строение с двумя башнями, украшенными пилястрами. На путях бывшего Варшавского вокзала расположен Музей железнодорожной техники, где можно осмотреть паровозы и вагоны, электровозы и тепловозы старого образца. Находясь в конце набережной, мы увидим золотой купол церкви Богоявления на Гутуевском острове.

Американские мосты через Обводный канал

Всего через протоку перекинуто 17 мостов, не считая железнодорожных. Интересную историю имеют так называемые американские мосты. В середине 19 века вместе со строительством Николаевской железной дороги был построен и мост, получивший название Николаевский. Он строился по проекту американского инженера Уильям Гау и поэтому в народе его называли первым Американским мостом. При строительстве была применена самая передовая технология того времени, когда наряду с деревянными элементами использовались поперечные металлические стержни. Строительство велось под руководством американского инженера Уистлера. Русский инженер Дмитрий Журавский перепроверил и усовершенствовал новую технологию. В 1906 году по той же технологии строится второй американский мост. В 1911 и 1913 годах построены еще два двух путных моста и в 1916 году к ним присоединился мост, напоминающий Царскосельский. Сейчас американским мостом называют всю эту группу железнодорожных мостов. С 2007 года ведется реконструкция объекта, а в 2008 году мост получил официальное название Американский, хотя в реестрах ранее он числился как Николаевский.

В последние годы на территории бывших заводов появляются творческие мастерские и галереи художников. Бесплатно выставляя свои работы, они хотят привлечь инвесторов и потенциальных арендаторов помещений. Такими примерами являются расположенные на набережной неподалеку от метро Балтийская Лофт Дворец в доме №199/201, галерея «Завод» (д.№150) и Красный треугольник в доме №138. Неподалеку находятся также «Рускомплект» на Старо Петергофском проспекте и Лофт проект Звездочка на Лифляндской улице в доме №3. Наиболее известным является креативное пространство «Ткачи» на набережной в доме №60, занимающее площадь 13 тыс.кв.м (метро Обводный канал) и составляющее конкуренцию известному Лофт проекту «Этажи» на Лиговском проспекте.

Страшная легенда Обводного канала

Рассказывают, что в 1923 году при строительстве теплотрассы в месте впадения реки Волховки в Обводный канал были обнаружены гранитные плиты с надписями и под ними - захоронения XI – XII веков скандинавского происхождения. Несмотря на протесты археологов, плиты были использованы в качестве поребриков при строительстве дороги на Лиговском проспекте, а человеческие останки увезли на свалку. С тех пор на этом месте 1 раз в 10 лет происходят самоубийства. В 1923 году 89 человек бросились в воду, спасти удалось только одного. В последующие 9 лет трагедий не происходило, а в 1933 году уже 107 человек покончили жизнь самоубийством. Причем все они были здоровыми людьми и не имели никаких причин лишать себя жизни. Случайно выжившие говорили, что их звал в воду какой-то голос, а другие рассказывали, что возле Боровского моста их подхватывала какая-то сила и сбрасывала в воду. Согласно легенде, на это место наложено проклятие, а цифра 3, с которой связывают годы происшествий, в карельских преданиях несет колдовство. Статистика за последние годы неизвестна, но это место по-прежнему считается проклятым и зловещим.

Как и в прошедшие два века, Обводный канал остается рабочим сердцем Санкт-Петербурга и без него нельзя полностью понять историю Северной столицы.

Обводный канал в Санкт-Петербурге изначально задумывался как судоходный. Другой, не менее важной целью его строительства являлся отвод избыточных вод из Невы в качестве защиты от наводнений. Если вторая задача была невыполнима в силу природных причин, то первая поначалу была достигнута: баржи и другие суда сновали по каналу, а его зеленые берега были излюбленным местом для прогулок и семейных пикников рабочих и других бедных слоев общества.

Погубила весь замысел промышленная застройка: многочисленные заводы вдоль одного из берегов канала спускали в его воды отходы производства, в результате канал обмелел, а вода стала издавать характерный «помоечный запах». В этом районе стали селится не только рабочие, но и маргинальные элементы, а окрестности канала приобрели дурную славу. Сегодня проводятся регулярные работы по очистке Обводного канала и благоустройству набережных, но судоходным ему не бывать еще долго.

Немалую толику к нехорошей славе Обводного канала добавили и таинственные истории и события, связанные с этим местом. Началось все еще при строительстве канала в 1803 году, когда солдаты и наемные работники наотрез отказались продолжать работы, заявив, что место здесь нехорошее, и «добра не выйдет». Только телесные наказания и угроза каторги смогли заставить людей продолжать строительство. Первые «страсти» начались лет через сто, в 1913 году, когда из канала выловили расчлененное тело мужа, убитого собственной женой. С этого момента на участке между Боровским мостом и устьем Волковки стали происходить необъяснимые события, а именно регулярные самоубийства, число которых росло с каждым годом. Самоубийцы сигали в зловонные воды с мостов и набережных, при этом чудом спасенные заявляли, что их толкала в воду неведомая сила, а некоторые повиновались странному голосу, звучавшему в голове.

Кабы не советская власть, возможно, церковь смогла бы чем-то помочь, но… В 1923 году началось строительство междугородного автовокзала на берегу Обводного канала и рабочие натолкнулись на древние каменные плиты, уложенные в круг и покрытые диковинными письменами. Старорежимного археолога, вызванного на место находки и просившего остановить строительство на месте капища, никто не стал слушать. Плиты вывезли и понаделали из них поребриков для Лиговского проспекта. Автовокзал успешно достроили, а самоубийства продолжились. В том же году утопилось 89 человек, один, правда, неудачно (то есть, наоборот, счастливо отделался). Спасти удалось ярого коммуниста и ленинца, приземлившегося на мелководье. В психиатрической больнице его лечением занялся профессор Ефимсон, который впал после этого случая в долгое раздумье.

Самоубийства продолжались с периодичностью в десять лет, то есть пик их приходился на 1933, 1943, 1953 годы и так до наших дней. На мостах даже стояли милицейские пикеты, останавливавшие незадачливых самоубийц от последнего шага. Многие из спасенных попадали к Ефимсону, который всерьез увлекся этой загадкой. Незадолго до Великой Отечественной Войны профессору Ефимсону и археологу, осматривавшему капище, довелось встретиться и обсудить все детали. Результатом стал поход профессора с докладом к самому товарищу Жданову. Профессора вежливо выслушали и отправили подлечить нервишки на Черное море.

Говорят, что профессор вел записи и в своих мемуарах раскрыл собственное видение этих необычных событий. Согласно легендам, именно на берегах нынешнего Обводного канала до XIV века находились поселения карелов. Шведский маршал Торкель основал здесь крепость Ландскрону, предварительно уничтожив местных жителей. А само капище предстало глазам маршала и его солдат в момент совершения на нем дьявольского шабаша со всей прилагающейся атрибутикой. Христиане не смогли этого вынести и предали язычников вместе с их колдунами огню и мечу. Порешили всех, а после испугались мести языческих богов. Нашелся некто, кто посоветовал избавиться от страхов, проведя собственное жертвоприношение. Все последующие беды, преследующие обитателей этих мест, в том числе и современных петербуржцев, - результат необдуманных действий предков нынешних шведов.

Возможно, способ избавления от проклятия кроется в зарисовках археолога, который успел запечатлеть надписи на древних камнях, но только где их теперь искать?

В середине XVIII века в соответствии с замыслом великого градостроителя А.В.Квасова был прорыт канал от Екатерингофки до Лиговского канала (сейчас Лиговский проспект). Проект Обводного канала принадлежит инженеру Л.Л.Карбонье. Со стороны города канал был укреплен валом, как оборонительный объект. Первоначально канал был задуман как городской ров для пограничных и таможенных целей. Заставы, находящиеся при въезде в город, осуществляли паспортный контроль и досмотр товаров. Обводный канал также служил целям санитарной защиты на случай эпидемий.

Второй этап строительства Обводного канала начался по указу Александра I. Согласно новому проекту канал должен был представлять собой транспортную магистраль, соединяющую Неву и взморье, минуя центр города. В 1805 году инженером и генерал-лейтенантом И.К.Герардом начаты прокладка восточного участка Обводного канала, работы по расширению русла и донноуглубительные работы.

Строительству сопутствовали сложные инженерные проекты по засыпке части русла реки Волковки, сооружению каменного моста в месте пересечения с Лиговским каналом, устройство нового русла реки Монастырки. Работы были прерваны Отечественной войной 1812 года и продолжены в 1816-1821 годах под руководством инженеров П.П.Базена и Б.П.Клапейрона. В октябре 1833 года Обводный канал был открыт для судоходства. Он представлял собой сложное для тех времен гидротехническое сооружение, с земляными откосами, укрепленными шпунтом, и булыжной бермой. Через канал были перекинуты деревянные и чугунные мосты, в том числе мост-акведук через Лиговский канал.

Обводный канал стал важной судоходной артерией города, берега канала стали активно застраиваться, по каналу осуществлялась транспортная доставка грузов к быстрорастущим промышленным предприятиям. При прокладке Николаевской и Царскосельской железных дорог через канал были перекинуты путепроводы. Строительство промышленных предприятий повлекло за собой застройку вокруг них рабочих кварталов и социальной инфраструктуры. Для предприятий промышленности канал служил как источником воды, так и коллектором, собиравшим сточные воды фабрик и заводов. Судоходство прекратилось в начале XIX века в связи с увеличением осадки судов.

Панорама Обводного каналаДальнейшее обустройство Обводного канала происходило уже в советское время. В 1930-х годах была проведена реконструкция канала под руководством архитектора К.М.Дмитриева и инженера И.Б.Тарасенко. Была проведена расчистка и углубление канала, берега канала от Ново-Калинкина до Балтийского вокзала и от Шлиссельбургского до Лиговского проспекта были укреплены бетонированной стеной и набережные были вымощены диабазом. В тот же период большинство деревянных мостов были заменены на более современные. Были возведены Шлиссельбургский, Ново-Калинкин и Ново-Петергофский мосты.

В послевоенный период продолжалось укрепление берегов и благоустройство набережных канала. В 1960 году поступило предложение засыпать канал и превратить его в автомагистраль, но предпочтение отдали проекту его дальнейшей реконструкции. Был сооружен подземный коллектор, новые набережные и мосты.

На сегодняшний момент через Обводный канал перекинут 21 мост, 2 моста — железнодорожные. В застройке набережных доминируют краснокирпичные заводы, с высокими дымовыми трубами, водонапорные башни, вокзалы и депо. Со временем Обводный канал перестал быть водной магистралью и превратился магистраль транспортную.

Кроме этого Обводный канал играет важную архитектурно-историческую роль, как характерный, промышленный район города. Многие здания по его берегам являются историческими памятниками, сам канал также имеет историческую ценность как сложное гидротехническое сооружение. Исторический интерес представляют такие здания как — здание бывшей Духовной академии, Измайловские провиантские магазины, комплекс казарм лейб-гвардии Казачьего полка, особняк Т.Дылева.

Во второй половине XVIII — начале XIX вв. построены Балтийский вокзал, Варшавский вокзал, церковь св.Мирония лейб-гвардии Егерского полка, церковь Воскресения Христова, корпуса фабрики Российско-Американской резиновой мануфактуры (ныне ПО«Красный треугольник»), Дом просветительных учреждений.

Обводный канал был задуман как дамба, защита города от наводнений, но так как природа наводнений в те времена была еще мало изучена, свое предназначение канал так и не выполнил. Сегодня Обводный канал это часть жизни и настроения Санкт-Петербурга.

Что еще почитать